С 10 июня 2021 вступят в силу изменения, внесенные Законом № 1217 КЗоТ, по новым правилам учета трудовой деятельности работника. И фактически с этой даты будет введен электронный учет трудовой деятельности.
1. Суть изменения?
2. К чему следует готовиться как работодателю так и работнику?
3. Обязательно хранить трудовую книжку на предприятии?
4. Какова процедура принятия рабочего который впервые будет оформлен после 10 июня?
Что же начнем.
1. Суть изменения - перевод учета трудовой деятельности работника с бумажной формы (то есть в трудовой книжке) в электронную- в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
С 10 июня этого года при трудоустройстве лицо обязано предоставлять:
- трудовую книжку (при наличии)
или
- сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
2. Работнику по-прежнему нужно будет предоставить документы (паспорт или другой документ удостоверяющий личность, документ об образовании (если того требует работодатель), справка о состоянии здоровья и другие документы. Работодатели же, работники которого желают иметь трудовую книжку со всеми соответствующими записями - отказать не могут (ст.47 КЗоТ).
Также известно, что в Реестр еще не внесли всю информацию о трудовой деятельности в отношении подавляющего большинства застрахованных лиц, ведь в настоящее время его еще наполняют данным, которые передают работодатели и застрахованные лица в виде скан-копий трудовых книжек. И такое наполнение должно продолжаться еще в течение 5 лет со дня вступления в силу Закона № 1217, то есть до 10 июня 2026 года. Поэтому отказ от трудовых книжек при приеме на работу будет происходить постепенно.
3. С 10 июня этого года работодатели формально уже не обязаны хранить у себя трудовые книжки. В соответствии со ст. 48 КЗоТ трудовые книжки хранятся у работников. Однако это не означает, что уже 10 июня все трудовые книжки нужно раздать работникам. В п. 2 р. ИИ Закона № 1217 указано, что трудовые книжки нужно выдавать работникам лично под подпись после того, как ПФУ завершит в течение 5 лет (до 10 июня 2026) внесения в Госреестр сведений о трудовой деятельности работников. Итак, выдавать трудовую книжку работнику до указанной даты нужно только в случае его увольнения.
4. Для работников, которые впервые будут нанимать на работу с 10 июня 2021, в ст. 24 КЗоТ закреплено право при заключении трудового договора подать работодателю требование об оформлении трудовой книжки. В таком случае трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее 5 дней после принятия на работу (ст. 48 КЗоТ). Очевидно, хранить ее работодатель не обязан непосредственно следует из п. 2 р. ИИ Закона № 1217, ведь учет трудовой деятельности работника в таком случае уже будет происходить в электронной форме.
Чего еще ожидать от изменений трудовой деятельности?
А ожидать следует на отмену Инструкции № 58, ведь порядок ведения трудовых книжек уже по новым правилам должен определить Кабмин.